Уроки изобразительного искусства всегда находились в стороне образовательного пространства школы. Стереотипное понимание этих предметов как несложных, на которых ребенок отдыхает, определенным образом сказалось на формировании не серьезного отношения к этому предмету.
Да, урок изобразительного искусства – это урок личностного пространства и свободы. Урок должен быть для ученика именно свободой, но не свободой «что хочу, то и ворочу», а свободой обозначенной заранее определенными правилами.
Дисциплина на уроке подразумевает соблюдение правил и норм поведения, а свобода — возможность свободно выражать свои мысли, идеи.
Жёсткая дисциплина может помочь достичь высоких результатов в творчестве, но с другой стороны, она может ограничивать свободу творчества и индивидуальность ребенка.
Получатся, дисциплина и свобода на уроке — это два совершенно противоположных понятия.
Так как же найти эту «золотую середину» между жесткой дисциплиной̆ и свободой̆ творчества, чтобы обеспечить эффективное обучение? Попробую разобраться.
Дисциплина – это не только соблюдение установленных правил, но и способность к организации любого процесса. Дисциплинированность – это качество личности человека, включающее в себя организованность, ответственность, соблюдение правил.
Жесткая дисциплина в рисовании может быть полезна для тех, кто рисует в академических стилях. Реализм или классицизм требуют строгого соблюдения правил и техники.
Но для художников, работающих в импрессионизме или абстракционизме, творческая свобода помогает для создания уникальных произведений.
Значит, дисциплина может быть полезна для определенных стилей и техник в рисовании.
Творчество – это поток вдохновения, полет фантазии и воображения. То есть процесс, который, по мнению многих людей, не может быть упорядочен и организован.
Но, это не так. Творчество – это осуществление последовательных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Российский психолог Я. А. Пономарёв выделил в процессе творчества четыре стадии:
- Сознательная работа (подготовка). На этой стадии формулируются задачи.
- Созревание, зарождение направляющей идеи. (бессознательная работа)
- Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сознание поступает идея решения.
- Сознательная работа. Развитие идеи и окончательное ее оформление.
Первая стадия вполне понятна. Вторая и третья стадии в творческом процессе очень похожи. Они связаны с интуицией и их невозможно объяснить. На этих стадиях мы не можем объяснить почему мы рисуем именно тот или иной образ. Наверное, это и есть свобода и полет фантазии.
Четвертая стадия – окончательное оформление идеи. На этой стадии, чтобы картина заиграла определенными красками, художник оттачивают каждую деталь, каждую мелочь, добиваясь прекрасного результата. Вот на этой стадии, как мне кажется,очень важна дисциплинированность. Здесь дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе. Это умение организовать свой труд с наименьшими затратами времени. То есть самодисциплина.
Современный немецкий публицист и писатель Бодо Шефер написал: «…дисциплина может быть рычагом для многих способностей и позволяет придать нужную форму тому потенциалу, который таится в человеке. Без дисциплины любой талант пропадает зря».
Таким образом, тонкая грань между жёсткой дисциплиной и свободой творчества заключается в том, чтобы найти баланс между ними. Необходимо создать условия для того чтобы каждый ученик мог свободно выражать свои идеи и мысли, но при этом не забывать о дисциплине и порядке.
Поэтому, успех развития творческого потенциала лежит между дисциплинированностью и свободой.