Коллеги!
Предлагаю шагнуть в Будущее!
Реально!
И сделать это следующим образом:
провести в школе день наоборот, только наоборот по-другому, нежели это принято (ученики вместо учителей), а именно – поменяться местами учителям между собой. К примеру, учитель физики заменяет учителя литературы, учитель литературы проводит уроки ИЗО, учитель ИЗО и технологий заходит к старшеклассникам на математику – в таком духе, главное, по мере готовности каждого компетентно объяснить материал по теме, провести практическое занятие, дискуссию, тренинг и далее, далее, далее. Для начала – хотя бы в качестве эксперимента, но целевого: каждый участник (участие, естественно, на добровольных началах) может оценить свои исходные возможности (степень осведомлённости по смежным и несмежным предметам, словарь специальных терминов и т.д.). В дальнейшем сделать это регулярной и долгосрочной практикой. Цель эксперимента – рост, развитие учителей, расширение и углубление образования именно тех, кто за образование отвечает. Узкий специалист – он и есть узкий специалист, а образование предполагает полноту и объём (причём, с расширением в прогрессии!). В перспективе к этому процессу привлекаются и учителя начальной школы (и затрудняюсь определить, кому легче будет – из началки подняться к старшим или предметникам спуститься в началку).
Причём же здесь отряд специального назначения и какая связь со школой будущего?
У всех у нас есть более или менее ясное представление о бойцах спецназа, об их возможностях и навыках для выполнения труднейших заданий. В спецназе есть правила:
- задание должно быть выполнено в полном объёме;
- отряд должен вернуться на базу без потерь;
- в отряде работает принцип взаимозаменяемости – каждый может качественно заменить любого из отряда вне зависимости от специализации и профиля подготовки (потому что подготовка у всех бойцов отряда многопрофильная и навыки высочайшего уровня), каждый боец универсален в определённом смысле.
То, что профессия учителя экстремальна, особенно в современных условиях, думаю, согласятся многие: в учителя и раньше шли единицы, именно по призванию работать с детьми, и очень много отсеивалось и отсеивается и сегодня в процессе обучения профессии и уже преподавания (и в нашей школе достаточно наглядных примеров – остаются самые крепкие и стойкие). А вот по универсальности – много вопросов…
Узкопрофильность – это колея уложенная, наезженная, привычная (и удобная, чего уж). Как же рассуждать о школе будущего, о метапредметности, о расширении, углублении, обновлении, если учительство (разводим руками) стоит на месте – на привычном, давно обрисованном толстыми линиями-границами, утоптанном, а точнее залитом бетоном высокого качества, стоит эдаким мегалитом-мастодонотом, которого впору в музей истории педагогики сдавать (может, краски сильно сгущены).
На педсовете перед началом учебного сезона 2024-2025 был упомянут предмет “Знание” (тема горячая – школа будущего!). Грандиозно! Знание! Но чего? Физики? Математики? Биологии? Музыки? Технологий? Но уже изначально все школьные предметы пронизаны друг другом – вообще впечатление, что это лишь нити одной ткани, которую и распустили на эти нити. Но какой ткани? – уж не Бытия ли, Мироздания (собственно, что изучаем-то)? И пусть будут нити для облегчения познания, но имеет смысл сплести их обратно в ткань, а вернее отследить, как же искусно они уже вплетены в Полотно Творения! Ведь по сути метапредметность предполагает именно этот смысловой аспект познания – всё со всем находится в изначальной связи! Задача образования – познание этих связей!
Вывод:
- Учитель Будущего – владеющий Знанием!
- Учитель Будущего может растолковать любой аспект проявленного материального мира, начиная с классификации, поляризации, ионизации, свойств материалов натуральных и искусственных, и т.д. и т.п. и до золотого сечения, спирали по числам Фибоначчи…
- Эмоциональный интеллект Учителя Будущего развит настолько, что он может уловить тончайшие нюансы в эмоциональном поведении ученика (и родителей, впрочем, тоже), чтобы вовремя понять умонастроение подопечного и принять нестандартное, иррациональное, изящное решение в затруднительной ситуации как с самим учеником, так и с его родителями (вопрос воспитания родителей тоже поднимался не единожды).
- Можно продолжить – тема Образования Будущего, как само Будущее, без конца и границ!
Эксперимент с днём наоборот, на мой взгляд, – это маленький шажок к тому, что можно назвать “Меташкола”, “Метаучитель”, “Метазнания”. Удачный, показательный эксперимент может перерасти в новый метод, подход, систему, в практику роста и развития Учителей, как прошедших раньше и ведущих за собой…
Ну и маленькое признание, откуда возникла эта идея с днём наоборот среди учителей.
Учебный сезон 2023-2024. Второе полугодие. В один из дней у шестого класса отменился урок геометрии (по причине отсутствия в этот день учителя), взамен поставлена была то ли самостоятельная, то ли логика, то ли что-то ещё. Поймала себя на порыве пойти и предложить провести урок геометрии в шестом классе. И если бы не свой урок – дерзнула бы: геометрию в школе очень любила, понимала, шестой класс – там делать нечего, уж точно смогу разъяснить биссектрису угла, сумму углов в треугольнике и т.д. – собственно, любую тему по программе шестого класса.
Уже вечером эта тема развивалась некоторое время в сторону других предметов, как то: зоология, биология, анатомия и физиология, физика, химия, астрономия (говорят, отменили в школе этот предмет – вот уж недоразумение! а черчение – за что упразднили?!), русский и литература, математика, история, география, домоводство и трудовое воспитание (был такой замечательный курс – и не кружок, а предмет)… И физкультура – непременно!
Кстати, почему у нас в школе проходят турниры по шахматам только среди учеников? Почему бы не провести такой турнир среди учителей? Это к примеру. Или устроить выставку тематических рисунков (или без определённой тематики, но целенаправленно, чтобы готовились учителя с тем же трепетом и вдохновением, что и ученики)? Или предложение Елены Владимировны заниматься учителям актёрским мастерством (или хотя бы сценической речью для начала) – почему нет? До сих пор нет?..
Мир иррационален. Творческая мысль, вдохновение, озарение – иррациональны. По-моему, нам всем туда же. Во всяком случае, поразмышлять над этим стоит. Коллеги?