Школьные страхи

В холодные осенние дни, когда мокрый ветер срывал с деревьев последние жёлтые листья, в классе стояла особая атмосфера. Негромко поскрипывал мел под рукой учителя, тихо шелестели страницы учебника, слышался шёпот ученика, который переспрашивал задание. Казалось бы, обычная рабочая атмосфера… Давайте-ка, посмотрим на ребят поближе.

Вот Антон, мальчик с веснушками на щеках, боялся, что его вызовут отвечать пройденную тему. Он представлял, как их строгая учительница с проницательными глазами будет спрашивать его о том, что он так и не запомнил. Очередная плохая оценка явно не порадует родителей.

А это – Лена, девочка с застенчивой улыбкой,  с трепетом ожидала предстоящего выступления перед всей школой. Не потому, что не знала слов своей презентации — ей не хватало уверенности в себе, когда нужно было выступать перед публикой.

На переменах, когда ребята собирались группами, чтобы обсудить последние события в сериале или рассказать забавные истории, у Ромы возникал ужас перед одиночеством. Он стремился быть среди одноклассников, но каждый раз, когда он делал шаг в их сторону, его ноги словно наливались свинцом.

Марина, девочка с лучистыми карими глазами, любимица всей школы, безумно боялась быть непонятой и остаться без поддержки. «В меня никто не верит!» – шептала она себе иногда.

Знакомые чувства? Некоторые взрослые пронесли их через всю жизнь.

Интересный эксперимент провели российские учёные института возрастной физиологии. Они выяснили, какая эмоция лучше всего понятна детям и сильнее у них развита. Ребятам показывали картинки с разными выражениями лиц людей и предлагали рассказать, что они видят и как понимают настроение изображенного человека.

Казалось бы, что самая яркая и узнаваемая эмоция должна быть – радость. Ну, хотя бы удивление. Но нет. Лучше всего детям знаком страх.

Что же такое страх? «Страх – это негативное состояние человека, которое возникает в результате отсутствия необходимого понимания происходящего с ним и вокруг него, а также из-за незнания возможных последствий известных ему событий прошлого, настоящего или будущего времени…» и так далее. То есть, отсутствие знаний и опыта – это корни страха. Неудивительно, что у детей эта эмоция преобладает над остальными.

Ребёнок рождается в атмосфере безусловной любви и растёт в ней довольно долгое время. Родные радуются любым успехам малыша: первые шаги, первые слова, первые смешные рисунки и неуклюжие поделки – всё это нахваливается и вызывает восхищение. У малышей нет страха оценивания его талантов и способностей. Что же меняется с приходом ребенка в школу? Появляется необходимость воспитать у детей ответственность к учебному процессу. И вот тут часто происходит подмена понятий: учёба ради знаний или учёба ради оценок. Ребенку внушают, что за «двойки» и «тройки» его будет ждать наказание, рисуют ему беспросветное будущее, в котором он с четырёх утра будет мести улицы, ничего в жизни не добьётся и всё закончится довольно печально. Как вам такая мотивация? Не думаю, что после такого захочется радостно бежать в школу.

Давно уже нужно понять, что оценка – это сигнал учителю о том, что нужно в чем-то помочь ребенку, уделить ему больше внимания. Мы не оцениваем личность ребенка, не даем повод родителям дома проводить часовые беседы, после которых вообще учиться не захочешь. Мы должны помочь детям справиться со своими страхами, а не культивировать в них новые фобии.

Вспоминаются факты из романа В. Пикуля «План «Барбаросса» или Площадь павших бойцов», когда автор описывал действия немецких генералов и офицеров после неудачного боя. Они не наказывали ответственного за неудачу генерала, а вместе с ним анализировали ошибку и находили пути ее исправления. И другая картина в советской армии – парализующий страх перед ответственностью и возможным наказанием за провал, часто мешал генералам принять важное решение.

Страх – древняя эмоция, которая во многом оберегает нас от опасностей, но при этом нельзя позволить страху мешать ребенку познавать мир, учиться новому, совершать ошибки и уметь их исправлять. И не забывайте хвалить ребёнка за то, что у него получается хорошо. Когда он чувствует поддержку и одобрение – тогда и есть мотивация. А в атмосфере порицания ребёнок слабеет и опускает руки. Это так просто понять и просто научиться хвалить ребёнка за маленькие победы.

Великий русский педагог Константин Ушинский сказал: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию».  А наша задача – дать понять ребёнку, что мы вместе с ним заодно на этом нелёгком пути.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх