Большие проблемы маленького человека

Интересно… Сама сформулировала, и теперь сама удивляюсь. Большие проблемы – это какие?  И маленький человек – это кто?

Нет, я не хочу говорить о литературных образах писателей XIX века, которые, каждый в своей манере, отображает огромный пласт людей, мирящихся со своим ничтожным положением, которое их и не устраивает вроде, но сделать что-то, чтобы изменить ситуацию, они просто не решаются.

Нет, я совсем не об этом. Я работаю с детьми, поэтому для меня мои маленькие люди – это, прежде всего они – мои дети: и мои родные, и те, с которыми я работаю.

Так вот я сама с собой иногда рассуждаю: эти маленькие люди, которых мы называем детьми – уж такие ли они маленькие? Конечно, если говорить про возрастные физиологические особенности, то, да, мы говорим, что они маленькие. Но как часто мы поражаемся тому, как они, вот такие ещё невзрослые, смотрящие на жизнь широко распахнутыми глазами человеки, способны давать советы, своими детскими словами рассуждать об очень серьёзных вещах, правильно оценивать ситуацию и вести себя соответственно.  Как иногда ты, такой весь из себя взрослый, не понимаешь, что вообще происходит, и что тебе делать!

Не знаю, у кого и как, но я очень часто нахожу какие-то ответы именно у детей, наблюдая за их разговорами, общением, просто наблюдая их поведением. У них всё понятно и просто, они всегда знают, как надо.

Согласна, моё мнение очень спорно, но ведь, я думаю, у каждого в жизни бывало такое, что, слушая детский, лепет мы с удивлением понимали, как что-то осознанное и толковое.  Так вот поэтому и вопрос – уж такие ли они малыши – наши дети?

Каждый день школьной жизни очень непохож на другие. И я сейчас говорю не о том, что каждый день – это новые знания, интересная информация, какие-то открытия и маленькие победы. Каждый день – это ещё и общение, ощущения, чувства и эмоции, в первую очередь, потому что это детки.

Многие взрослые рассуждают: ну какие там могут быть переживания, мне бы их проблемы…

А вот вам ситуация. Обычное утро. Дети, как обычно собираются потихоньку в класс. И заходит девочка. По глазкам видно, что она без настроения. В голове сразу возникает вопрос: что-то случилось? не здорова? По нашему, по взрослому рассуждению – ну что ещё может случиться? В ответ слышим, что ничего не случилось, и что она абсолютно здорова. Проходит урок, второй, и ты видишь, что ребёнок не так активен, как обычно, путается в ответах, на перемене не выходит из класса…

Рисунок ученика 1А класса Мухаммадамина, 2022 год (из архивов школы).

А причина заключалась в том, что мама не успела погладить рубашечку и ушла на работу, а сама она не смогла.  Ерунда? Мелочь? Конечно! Многие дети вообще не обращают внимания на то, выглажена ли их одежда, но для этого ребёнка уже важно самоощущение, важна эстетическая составляющая её внешнего вида. И вот она сидит в классе и чувствует себя некрасивой, для неё, вот такой маленькой, уже важно быть опрятной, наглаженной и вкусно пахнуть.

И вот ты сидишь, смотришь на неё и понимаешь, какая это мелочь, но для неё – это настроение, и на сегодня – испорченное.

В такие моменты всегда понимаешь, вернее вспоминаешь про оставленного в одиночестве дома котёнка, про результат по плаванию, который у Серёжки всего на две десятых секунды лучше, про дурацкую ошибку в контрольной, про подружку, которая в столовой села почему-то не с тобой, про игру, в которой ты мог бы быть капитаном, а мама не разрешила, потому что в школу с игрушками нельзя…  Миллион таких мелких и неважных для взрослого человека моментов, которые для ребёнка составляют всю его жизнь…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх