А нам это надо?

Для чего школьникам столько предметов?

 

«Зачем нам геометрия? Разве нам это в жизни пригодится? Когда-нибудь мы воспользуемся косинусами и синусами?» «А зачем мне литература, если я собираюсь стать врачом? Не стану же я рассказывать пациентам об Онегине или Чацком»…

Я думаю, каждый учитель, ну или хотя бы каждый второй, не раз слышал подобные фразы от своих учеников. И очень важно, чтобы в этот момент у преподавателя был готов ответ, чтобы не быть застигнутым врасплох. Потому что отсутствие ответа будет ещё одним сомнением в копилочку ученика, задавшего такой вопрос.

Будем предельно честны: мы действительно не знаем, пригодятся ли нам в жизни тангенсы и биссектрисы угла, катализаторы и валентность химических элементов. Но и утверждать обратное мы тоже не можем.

Здесь ответ априори не может быть однозначным. Но одно бесспорно: мир меняется, и происходит это намного быстрее, чем лет 20-25 назад. Он диктует свои правила и условия. Сегодня какой-то предмет изучать модно и престижно, а завтра все изменится, и этот же предмет окажется никому не нужным отголоском прошлых времён.

Да, ребёнок может сказать: зачем мне разбираться в чувствах и переживаниях Татьяны Лариной, если я собираюсь посвятить себя целиком и полностью физике? Мне это чуждо и неинтересно. И увы, в какой-то степени он будет прав, но лишь в какой-то… Задача школы и преподавателей – помочь родителям вырастить достойное и всесторонне развитое поколение. Это большая ответственность, и мы не знаем, будут ли наши методики и обучение помощниками для детей или, наоборот, окажутся чем-то разрушающим? Ведь неизвестно, что будет завтра. Не впустую ли тратится время на изучение тех или иных предметов?

Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Сомнения учеников вовсе не повод убирать из школьной программы какие-то определенные предметы. Сегодняшняя образовательная программа разрабатывалась не один год, она продумана до мелочей, и в ней нет ничего лишнего. И она имеет неплохой результат. Важно помнить, что каждый предмет помогает развивать у ребёнка те или иные навыки. А что человек может делать в жизни без навыков? Ничего. Это база. Нет навыков – нет опыта. Если нет опыта – значит человек не чувствует себя самостоятельной и уверенной в себе личностью. А это есть основа нормального, психологически здорового человека.

Школьные предметы учат нас мыслить, анализировать, прокладывать логические связи и цепочки. У будущего физика могут проснуться чувства и нотки эмпатии благодаря литературным произведениям, которые задели его душу; историк может увлечься математикой, узнав об экономических кризисах и потрясениях в разные исторические периоды и так далее.

Общаясь с детьми, приходишь к выходу, как им не хватает интереса и мотивации в изучении предметов. Но есть и другая сторона медали – они хотят, чтоб в программу были включены новые предметы, такие как философия, финансовая грамотность, основы психологии, кибербезопасность, модная сегодня нутрициология и многие другие. Тут тоже все неоднозначно. Необходимо очень тщательно выбирать информацию, которую собирается предоставить образовательная система. Ведь время идёт, все меняется – общество, технологии, обстоятельства. Будет ли актуально завтра то, чему обучаются дети сегодня? Большой вопрос, на который однозначного ответа пока нет.

И чтобы мы могли достойно и полно ответить на вопросы детей, необходимо объяснить им, для чего они изучают эти предметы.

Вот, например, математика. Это и развитие логического мышления, в будущем это решение финансовых вопросов, планирование расходов. Да, возможно, не каждый ребёнок будет пользоваться сложными формулами, но у него сложится системное понимание и структурирование, что так необходимо в современном мире.

Или родной язык и литература. Ребёнок может задать вопрос: а зачем мне изучать язык, который я и так знаю? И читать я могу в любом возрасте, это никогда не поздно. Но этого недостаточно. Язык и литература – это не просто чтение, это грамотная речь, будь то письменная или устная. Это умение преподнести себя в обществе с лучшей стороны. При изучении различных классических произведений у детей развивается эмпатия, сопереживание героям, что в жизни нужно каждому человеку, выстраивается определенное мировоззрение, морально-нравственные устои и т.д.

Биология – это знание строения тела человека, животных и растений. Дети узнают, как поддерживать здоровье, как выбирать правильные продукты питания и избегать вредных привычек.

География – это кругозор и понимание мира, умение ориентироваться в пространстве, знание политических и экономических тенденций.

Химия поможет разобраться в химических процессах, что может пригодиться в быту и будет необходимым при соблюдении безопасности.

Физика объясняет работу бытовых приборов, способствует экономии электричества и решению других технических задач, с которыми человек сталкивается каждый день.

Благодаря обществознанию ребёнок узнает о своих правах и обязанностях, законах и правилах общества и государства, в которых он живёт.

Этот список можно продолжать бесконечно.

Так что же ответить ученику, который задал этот вопрос?

Я считаю, нужно говорить все как есть. И вот какой ответ я даю каждый раз своим ученикам. Представим, что школьные предметы – это люди, которые встречаются нам на протяжении всего жизненного пути. Какие-то из них остаются с нами навсегда, а какие-то уходят. Но все они оставляют свой след в нашей жизни, потому что каждый из них играет свою определенную роль. Они все нас чему-то учат. Поэтому каждый предмет важен. Когда-нибудь вы скажете спасибо, что изучали его в школе. И из вас вырастет достойный, умный и всесторонне развитый человек.

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх