В каких случаях стоит поступать в сильную школу, и Что это – сильные школы?

Сразу оговоримся, что текст, которым решили поделиться, взят с российского ресурса (ссылка есть в конце). Конечно же, в России есть своя специфика. Тем не менее, сама постановка вопроса актуальна и для Узбекистана:
• Что такое сильная школа?
• Что она дает ребенку?
• Стоит ли туда идти?
• Как определить сильная ли школа?
• И т.д.

Ответы на эти и другие вопросы не так уж однозначны и просты.
Надеемся, что текст ниже будет полезен и интересен.


* * *
К рейтинговым школам относятся скептически («Знаем мы, как эти рейтинги лепят»), но всё равно именно туда стоит очередь на поступление. Сильная школа — мечта любого родителя. А что же ученики? Наш блогер, студентка Алиса Почевская, закончила именно такую школу и рассказывает, что она может дать школьнику.

1. Если в обычной школе скучно.
В моей старой школе мне было невероятно скучно пять уроков из шести. Собственно, кроме русского языка и литературы мне не было интересно ничего (и даже по этим предметам потом окажутся огромные пробелы в знаниях, о которых я даже и не подозревала на тот момент). Пятёрки ставили за малейшие усилия, домашняя работа занимала не больше часа в день по всем предметам и была элементарной. Мне казалось, что я зря трачу время. А ещё я думала, что сама какая-то не такая: не о чем было поговорить с одноклассниками, наши интересы разительно отличались.

2. Если есть готовность трудиться.
Даже поступление в топовую школу уже не так просто. Как правило, для этого надо сдать вступительные экзамены. Лично мне понадобились занятия в кружке при будущей школе, чтобы подготовиться. Вставать с утра пораньше в выходной и ехать учиться было непросто, домашку задавали просто огромную. Мне повезло, баллов по вступительным хватило, чтобы попасть. Время до первого сентября пролетело незаметно, и вот я уже стою на пороге новой жизни. Знакомство с ней вышло «лицом об асфальт»: на первых же проверочных я, круглая отличница, получила тройку по математике и двойку по русскому. И это за пройденный материал «без изысков». Было обидно за себя и свои, оказывается, далеко не обширные знания. Весь первый год обучения (я перешла тогда в седьмой класс) мои оценки оставляли желать лучшего. Задания были объёмными, требования — жёсткими, а «скидка для новичков» закончилась месяца через три. Иногда за уроками я сидела до ночи. Учиться «учиться» было сложно, но очень интересно.

3. Если нет страха перед конкуренцией.
В такие школы отбирают «сильных» детей, как правило, c амбициозными родителями. Важно быть готовым к тому, что будут более одарённые, более подготовленные (или попросту «натасканные»), более сообразительные. Иногда трудно осознавать, что ты больше не звезда школьного масштаба и никто к тебе относиться так не будет. Особенно непросто это понимание приходит к родителям, поэтому вполне возможны скандалы типа «мою деточку не понимают и не ценят», «нашего зайчика задвигают» с походами к администрации и требованиями сменить педагога. Впрочем, если руководство школы адекватно, а большинство родителей заинтересовано в создании сплочённого класса, подобные проблемы вполне решаемы.

4. Если есть желание участвовать во внеучебной деятельности.
Экскурсии, поездки, концерты, благотворительные ярмарки… Жизнь не заканчивается на учёбе, к этому надо быть готовыми. Участие в мероприятиях, хоть и не обязательно, но очень желательно. Конечно, всегда можно отказаться, но, по своему опыту знаю, потеряете много. Внеурочная активность позволяет найти друзей, развить креативность и даже стрессоустойчивость. За пять лет обучения я успела поучаствовать в десятке концертов (в качестве актёра, сценариста и режиссёра), поторговать на благотворительной ярмарке, посетить театры и музеи, побывать в разных городах, побыть волонтёром. Было весело, хотя и приходилось находить баланс между «организаторской деятельностью» и учёбой.

5. Если есть понимание, что сильная школа — не панацея.
Даже в топовых школах есть «слабые» учителя. Вполне возможно, что какие-то знания «недодадут», а учебные методики ряда педагогов будут вызывать вопросы. И да, самостоятельная сдача экзаменов «без репетиторов, курсов (и смс)» — не более чем миф. Особенно если хочется получить высокие баллы и поступить на бюджет. В моём случае исключением стал русский язык — нас действительно по нему натаскали на приличный уровень, подавляющему большинству помощь извне не потребовалась. Все остальные высокие достижения — во многом результат работы литературных негров от образования.

Но если сдача ЕГЭ на высокие баллы не гарантирована, то зачем поступать, что это даёт?

• Умение трудиться и получать удовольствие от результата, а также понимание, что без усилий высокого результата не добьёшься.
• Новые знания не только в какой-то узкой области, но и просто расширяющие кругозор, становящиеся основой бэкграунда.
• Друзей, разделяющих увлечения.
• Интересную, наполненную событиями жизнь.
• Самостоятельность как в бытовых вещах (передвижение по городу, подготовка домашнего задания), так и в определении своих интересов, специализации и будущего пути.
• Избавление от «звёздной болезни» и «комплекса отличника», умение адекватно оценивать свои возможности, преимущества и недостатки.
• Увлечённые своим делом педагоги, которые становятся не только учителями, но и наставниками.
• Согласитесь, не так уж и мало.

А стоит ли оно того?

Мне кажется, ответ на этот вопрос должен быть сугубо индивидуальным. Есть много причин, по которым сильная школа может не подойти, начиная от невозможности «потянуть» программу и ритм жизни и заканчивая удалённостью от дома.

Очень важно заранее, ещё до подачи заявления, просчитать все плюсы и минусы. Учесть мнение ребёнка (который давно подросток со своими представлениями о прекрасном).

В моём случае топовая школа помогла сформироваться как личность. Было по-разному: трудно, увлекающе, порой грустно и скучно, но в то же время весело и круто. Да, к поступлению в вуз можно готовиться, уйдя на домашнее обучение или даже в экстернат, и это, может быть, будет более эффективно. Но такие учебные заведения — это свой маленький мир, который, вполне возможно, станет вторым домом, куда захочется возвращаться даже после выпуска.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/alisa-pochevskaya/34698-chto-dayut-detyam-reytingovyye-shkoly-vzglyad-uchenika

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх