«Вас любят за наши деньги»

«Вас любят за наши деньги» – так пыталась объяснить внуку взаимоотношения между учеником и частной школой бабушка одного из наших учеников…

Бабушка не видела, что я стал невольным свидетелем этого разговора. И она, конечно, не знала, да и не могла бы узнать, что было со мной в этот момент…

Многие из нас прошли через лихие 90-е, бурные 2000-е, нестабильные 2010-е, и теперь уже мчимся сквозь тревожные 2020-е …  И, наверное, можно найти какое-то оправдание такому отношению к учителю, к школе и, в общем-то, к самим себе… Социальные трансформации последних десятилетий слишком сильно были связаны с формированием «рыночных отношений», подрывая итак уже угасающий романтизм, питая расчетливость и прагматизм, доходящие зачастую до цинизма.

Но одно дело – наш печальный опыт. Другое дело – что из этого опыта мы передадим дальше, тем, кому предстоит жить и творить уже в 2030-х и дальше во второй половине века. Смогут ли они вообще по-настоящему творить, любить, мечтать, если все только за деньги…

Что происходит с нами? С нашим обществом? В неистовом, желании прийти к пресловутой рыночной экономике, мы, похоже, забрели не совсем туда … И, плутая в дебрях между отверженным прошлым и недосягаемым будущим,  расплескали, то, что нельзя купить ни за какие деньги, ни на каком базаре…

«Консьюмеризм» в нашем «недокапитализме» приобретает формы диковинные, а зачастую уродливые и безобразные.

«Мы платим деньги, и вы еще собираетесь тестировать наших детей?»

«Мы платим деньги, и еще вы нас будете анкетировать?»

«Мы платим деньги, и мы же еще должны будем делать домашние задания?»,

«Мы платим…»,

«Мы платим…»,

«Мы платим…».

О том, что за знания надо платить, я узнал еще в начале 80-х. Это сейчас репетиторство – распространенный вид услуг. Но по тем временам мой график занятий у репетиторов был довольно необычным для среднестатистического ташкентского школьника с Чиланзара. Вся неделя у меня была расписана на занятия с репетиторами. И вопрос даже не в том, что вся зарплата мамы полностью, подчистую уходила на репетиторов и на книги.

Сложно было не с деньгами! Сложно было уговорить именно тех учителей, которых хотела для меня моя мама, взяться вообще за частные уроки. Это не мама платила, это они соглашались заниматься со мной!

Я и тогда прекрасно это понимал. И сейчас, через много лет еще больше осознаю, насколько бесценными для меня были те уроки, ценность которых выходила далеко за рамки собственно изучаемого предмета. Это были не просто уроки математике или английскому, географии или русскому и литературе. Каждый урок был приобщением к чему-то большему, к тому, что мы вкладываем в понятие профессионализм, интеллигентность, культура.

В общем, есть сферы, где химия отношений гораздо сложнее, деликатнее и многогранней, чем абстрактные формулы «товар-деньги-товар» из марксовского «Капитала».

Настоящий поэт пишет, потому что ему не дает покоя вдохновение. Настоящий ученый ищет, потому что вопросы и ответы, идеи, и парадоксы взрывают его мозг. Настоящий учитель – творит и созидает, пестует и лелеет… потому, что это его призвание, он просто без этого не может.

Как хочется, чтобы были вокруг настоящие поэты и врачи, учителя и архитекторы, инженеры и ученые! Настоящие люди! Но ни за какие деньги нельзя стать Настоящим!  И ни за какие деньги нельзя будет “купить” настоящего учителя!

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх