Линейные функции в первом классе? :) Часть 1.

Mezon Inspiring School (MIS) на каникулах обстоятельно поговорили с гостем (AI) о том, каким же может быть образование в будущем. Стоит поделиться записью этого интеллектуального диалога и развивать дискуссию, переводя её, конечно же, в практическую плоскость. Это была долгая беседа, так что выдавать её мы будем по частям. Итак, часть первая – смена парадигмы образования и возможное расписание учеников в первом и седьмом классе.

(NB. Стоит отметить, что все иллюстрации, использованные в тексте – реальные домашние работы учеников первых классов).

Итак. Готовы? Поехали!

MIS    Существующие системы и методики образования возникли как результат индустриализации. Они заточены под классическую индустриальную экономику и общество. Переход к постиндустриальному обществу объективно будет связан не просто со сменой методик и программ, но со сменой самой парадигмы образования. Смена парадигмы – это когда в корне трансформируется то, чему учат, кто учит, как учат, когда учат… Почему в первом классе нельзя осваивать отрицательные числа и простые линейные функции? Сколько иностранных языков нужно учить одновременно? Один, два, как можно больше? Да и вообще, что есть результат образовательного процесса? Точно не знания, и даже не навыки и компетенции, но, скажем, развитие нейронных связей – их развитость и скорость. Вот это и есть смена парадигмы. Так будет ли смена парадигмы, и, если будет, как эта смена будет происходить?

AI        Ваши вопросы и замечания отражают важные аспекты обсуждения будущего образования и подчеркивают необходимость осмысленных изменений в системе образования. Смена парадигмы в образовании, как вы правильно указали, включает в себя глубокие и радикальные трансформации в том, что, как и когда учат.

  • Содержание обучения. Вместо того чтобы ограничиваться формированием знаний, современная парадигма образования может акцентировать развитие критического мышления, творчества и проблемного мышления. Подход может быть более контекстуальным и связанным с реальными проблемами и вызовами.
  • Индивидуальное обучение. Переход к индивидуализированному обучению, учитывая уникальные потребности, стили обучения и темпы усвоения информации каждым учеником.
  • Технологии и новые методы обучения. Внедрение передовых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность, и другие средства обучения, которые могут сделать образование более интерактивным и эффективным.
  • Новые роли учителей и учеников. Учителя могут превратиться в наставников и фасилитаторов, поддерживающих учеников в исследовании и обучении, а ученики могут принимать более активное участие в процессе обучения, определяя свои интересы и цели.
  • Гибкость и доступность. Более гибкие образовательные пути и возможности обучения в течение всей жизни, позволяя людям адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Вопрос о том, будет ли смена парадигмы в образовании, в большей степени зависит от готовности образовательных институтов, общества и стейкхолдеров к принятию новых идей и изменений. Процесс может быть пошаговым, начиная с пилотных проектов и постепенной имплементации успешных практик. Ключевым фактором будет открытость к инновациям, сотрудничеству и адаптации к требованиям постиндустриального общества.

MIS    Спасибо. С учетом именно того, что мы обсуждали – кардинальный пересмотре того, чему учить, когда учить, как учить, кто должен учить, что и как оценивать в работе учеников (как, впрочем, и учителей), как бы вы видели программу и расписание ученика первого класса, скажем в 2050 году?

AI        В 2050 году программа и расписание ученика первого класса могут кардинально отличаться от того, что мы имеем сегодня. Возможно, внимание будет уделено не только основам чтения, письма и математики, но и развитию широкого спектра навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Программа первого класса в 2050 году могла бы включать в себя следующие аспекты:

  • Цифровые навыки. Обучение использованию технологий, программированию, основам цифровой безопасности и эффективному взAIмодействию с цифровой средой.
  • Гибкие навыки. Развитие навыков коммуникации, сотрудничества, критического мышления, решения проблем, творчества и адаптации к изменениям.
  • Предпринимательство. Освоение основ предпринимательства, понимание экономики, создание идеи проекта и его реализация.
  • Мировоззрение и культурное понимание. Обучение толерантности, пониманию разнообразия культур и мировоззрений, а также развитие глобального мышления.
  • Физическое и психическое здоровье. Включение в учебный процесс элементов физической активности, медитации, развитие навыков поддержания психического здоровья.
  • Индивидуализированное обучение. Использование технологий для создания персонализированных образовательных путей, учитывающих индивидуальные потребности и темпы учеников.

Расписание может быть более гибким, предоставляя ученикам больше свободы в выборе тем и проектов для изучения. Также, возможно, акцент будет смещен с формальных оценок к более интегрированным методам оценивания, включая портфолио, проекты и обратную связь на основе разнообразных достижений. Эти изменения направлены на подготовку учеников к сложным вызовам будущего, стимулируя творческое мышление, сотрудничество и самостоятельность.

MIS    А как будет тогда выглядеть программа ученика средней школы.? Скажем, 7-го класса?

AI        Программа ученика седьмого класса в 2050 году, вероятно, будет дальнейшим развитием тенденций, которые мы обсудили ранее. Она будет более гибкой, интегрированной и ориентированной на развитие широкого спектра навыков. Вот несколько возможных аспектов:

  • Интердисциплинарные проекты. Учебные программы могут включать более глубокие исследовательские проекты, объединяющие знания из различных предметных областей. Это способствует развитию комплексного мышления и применению знаний на практике.
  • Технологии и STEM-образование. Больший акцент на обучение в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM), а также внедрение современных технологий в учебный процесс.
  • Глубокий анализ и критическое мышление. Программа может ставить задачу развивать у учеников умение критически оценивать информацию, анализировать данные и вырабатывать собственное мнение.
  • Социальные и межкультурные навыки. Обучение этике, лидерству, толерантности и межкультурному пониманию, с учетом глобальной природы современного общества.
  • Цифровые навыки и программирование. Расширенное обучение цифровым навыкам, включая программирование, обработку данных и кибербезопасность.
  • Подготовка к карьере. Введение элементов подготовки к будущей карьере, возможно, в рамках партнерств с предприятиями и местными сообществами.
  • Самоорганизация и управление временем. Развитие навыков самоорганизации, планирования и управления временем для подготовки к жизни в быстро меняющемся мире.

Также, учебные программы могут стать более индивидуализированными, учитывая интересы и потребности каждого ученика. Эти изменения призваны не только подготовить учеников к активной учебной деятельности, но и формировать устойчивые навыки, необходимые для успешной адаптации в будущем обществе.

Продолжение следует…

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх