Педагогический опыт или с чистого листа?

У каждого студента к окончанию ВУЗа всё острее стоит вопрос о том, где же найти работу по душе и зарплату повыше. По душе – это бесспорно. А вот просить высокую зарплату без опыта может быть нереалистичным запросом, поскольку работодатель, как правило, оценивает опыт кандидата при установлении уровня заработной платы. А если студент ещё даже не окончил ВУЗ – как вести себя в этом случае? Не берусь говорить от имени всех работодателей в городе, потому что во-первых, это будет не этично, а во-вторых, есть большая разница между целями и задачами у каждого из тех, кто предлагает работу студентам или начинающим специалистам. Поэтому буду рассуждать исходя исключительно из того, как в нашей школе обстоит дело с приёмом на работу студентов и выпускников ВУЗов.

Для начала, чтобы Вы понимали, понятие “школа” у нас отличается от привычного для всех “место, куда дети приходят учиться”. У нас учатся все – родители, дети, учителя, административный персонал и даже гости, которые заходят к нам “на огонёк”. Учатся жить в современном мире и готовят себя к большим изменениям, которые происходят каждую минуту в устройстве мирового порядка. Экспериментируют, ошибаются, исправляются, меняются. И процессу этому нет каких-то рамок и препятствий.

Найти сотрудника в такую школу очень сложно. До недавнего времени принцип поиска был один – найти горящего всей душой за своё дело учителя, посмотреть на его наработанный опыт, а дальше направить его на пересмотр программ и дать возможность посмотреть шире на собственные возможности и способности детского мозга. Переосмыслить вместе с учителем всё, что он делал до этого времени, расставить по-новому цели и задачи, посмотреть в самый конец, чтобы сложить в начале правильную систему поиска и движения.

Основная проблема, с которой мы столкнулись здесь – это тот большой накопленный опыт, который зачастую как  раз больше мешал, чем помогал. Так называемый “массовый опыт”, которым обладают большинство учителей сегодня, носит репродуктивный характер. Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта. Нам же ценен опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель (а лучше – педагогический коллектив) моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.

Тогда появилась мысль – обратиться к тем самым студентам и выпускникам ВУЗов, молодым и перспективным педагогам, которым только предстоит столкнуться со всеми прелестями системы образования. Естественно, они получили какие-то шаблоны, познакомились с некоторыми реалиями процесса преподавания, но пока они не знают как это работает на практике.

Не буду вдаваться в подробности результатов всех собеседований с откликнувшимися студентами/выпускниками, но факт остаётся фактом – мы никого не нашли. К сожалению… И отсутствие опыта совсем тут ни при чём.

У студента-учителя, помимо опыта, может не хватать нескольких ключевых элементов для успешной педагогической деятельности:

  1. Педагогических навыков: Эффективный учитель должен обладать навыками планирования уроков, разработки материалов, управления классом и оценки успеваемости. Понимание техник обучения, методик и педагогических подходов также является важным.
  2. Коммуникативных навыков: Умение эффективно общаться с учениками, родителями и коллегами играет ключевую роль в успехе учителя. Это включает в себя не только передачу информации, но и способность слушать и строить позитивные отношения.
  3. Адаптации к разнообразию: Учителям приходится работать с разнообразными стилями обучения, уровнями подготовки и потребностями учеников. Умение адаптироваться к этим различиям и предоставлять поддержку каждому ученику важно для создания инклюзивной среды.
  4. Терпимости и терпения: Обучение может быть вызывающим и требовать терпения. Учителя должны быть терпимыми к различиям, способными объяснить материал несколько раз, если это необходимо, и помогать ученикам преодолевать трудности.
  5. Способности к саморазвитию: Образование постоянно меняется, и учителям важно быть готовыми к постоянному обучению и саморазвитию. Следить за новыми методиками, технологиями и педагогическими тенденциями помогает учителям оставаться эффективными в своей профессии.
  6. Эмоциональный интеллект: Умение понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями учеников, способствует созданию поддерживающей атмосферы в классе и способствует успешному обучению.

И кроме этого, очень важен культурологический аспект. Это нечто большее, чем просто быть образованным и воспитанным. Это внутренняя составляющая человека, которая выражается в каждой мелочи, начиная от его внешнего вида и умения поддержать диалог до музыкального вкуса и понимания уместности юмористических частушек в обучении математики.

Не нашли… но не теряем веры и не жалеем сил найти студентов/выпускников, а может быть и уже имеющих опыт работы в школе, педагогов, которые придут к нам на стажировку и получат уникальную возможность посмотреть на мир образования другими глазами.

Что такое стажировка в частной школе? Какие плюсы и минусы она имеет? Зачем вкладывать в свою будущую работу финансовые и умственные ресурсы? – обсудим в следующей статье.

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх