Свобода и несвобода. И дисциплина как часть свободы.

Отношение к дисциплине у разных родителей разное. Кто-то не допускает ни малейшего давления на ребенка, считая, что это отразится на психике, мотивации и пр. Кто-то наоборот просит, чтобы с его ребенком были построже. Летом прошлого года в телеграм чате “Родители-релоканты” развернулась любопытная дискуссия о том, что такое дисциплина, и зачем она нужна. Текст ниже – попытка разложить на составляющие «по полочкам» понимание темы дисциплины.

Начать при этом вот с чего. Невозможно описывать все инструменты, методы, подходы вне контекста, вне понимания возраста и особенностей конкретного ребенка или конкретного класса, истории взаимоотношений учителя и ученика. Люди не роботы, как бы банально это не звучало. И невозможно сказать, что в каком случае и как работает. Каждый раз по факту используются разные решения, подходы, тактики…

При этом надо понимать, что дисциплина – это не только и не столько вопрос правовой (когда в каком-то положении о школе, уставе школы или ином документе фиксируются какие-то общие требования, правила – опоздания, пропуски, присутствие родителей на родительских собраниях и пр.).

Это скорее вопрос воспитательный. То есть это не статичные требования, но некий процесс, когда ребенок учится соблюдать режим дня и заполнять дневник, наводить порядок на столе и убирать за собой посуду в столовой, складывать вещи в шкафчике и дежурить в классе… Причем и перечень того, чему учится ребенок, и требования к одним и тем же навыкам разные. Они зависят в первую очередь от возраста ребенка, но не только… Один скомкал форму кое-как в мешок, но ничего не забыл – и уже учитель рад, а от другого стоит потребовать, чтобы не только ничего не забыл, но и сложил все аккуратно.

Гораздо важнее и гораздо сложнее, однако, другое. Дисциплина — это вопрос культурологический. Что есть хорошо, а что не очень? Что позволительно, а что нет? Границы правильного и неправильного, приемлемого и неприемлемого не универсальны. Они сильно варьируются в зависимости от того, в какой среде мы находимся в данный конкретный момент, от нашего воспитания.

В общем, дисциплина — это часть бОльшей системы, близкой к тому, что есть культура, ценности, мировоззрение. Что туда входит? Да все! Каждый конкретный момент в школе, каждая часть интерьера, каждое слово учителя – что сказано, как сказано… – это все и есть элементы того, что есть даже не дисциплина в узком понимании этого слова, но есть среда. И именно среда в конечном итоге формирует человека.

Скажем, день начинается с того, что все заходят и первым делом должны поздороваться. Если первоклассников учим здороваться утром, то в третьем классе больше учим говорить «до свидания» по вечерам. Для кого-то это не столь принципиально, но для нас – нечто базовое. Это куда отнести? К вопросу дисциплины или к вопросу воспитания?

Нужно ли при встрече здороваться? Кто должен здороваться первым? Как здороваться? При всей очевидности ответов, дискуссия по этой части на том самом родительском форуме была жаркой.

Вопросы некоторых родителей-релокантов не сказать, что ставили в тупик, но однозначно иллюстрировали разность менталитетов: «Что происходит, если ребёнок по какой-то причине не поздоровался? А если не хочет из протеста давлению? Вообще, из какого чувства, как предполагается, ребёнок должен здороваться – из ощущения причастности и уважения к социальным нормам или из-за страха стыда?». А как бы Вы ответили на этот вопрос?

Формы в школе особой нет (белый верх, черный низ), но есть очень жесткие требования по форме для плавания и для занятий акробатикой. Это дисциплина? Безопасность? Самоорганизация? Нет формы – к занятиям ребенок не допускается. Пропуск занятия, конечно же, отражается на успеваемости. Зато к концу уже первого полугодия дети знают, что есть расписание уроков, что они должны принести форму… И сразу стоит оговориться  – ну, да… не бывает всегда в шкафчиках и партах идеального порядка. И носки теряют, и футболки наизнанку одевают…  Это дети. А потому важна не статичная картинка. Важен процесс, динамика того, как меняется отдельный ребенок, как меняется в целом отдельный класс.

Есть жесткие требования по опозданиям. Если ребенок один раз опоздал (форс-мажоры случаются), то, конечно, брови нахмурим для «сурьёзности», но скажем «быстро беги в класс». Однако, если опоздания систематические, то это уже тревожит. В пробке можно застрять один раз, два раза. Если же постоянно, может не стоит винить ни перегруженные дороги, ни придирчивую школу, но просто организовать адекватный график? В общем, систематические опоздания – уже не разовый форс-мажор, но отношение.

Во-первых, это отношение родителей к ребенку, к его распорядку дня, к организации его учебы и досуга. Если для родителей учеба ребенка, действительно, приоритет, то трудно представить себе, что ребенок систематически опаздывает.

Во-вторых, это отношение к другим ученикам в классе, которые теряют время, причем самое ценное время утренних уроков. Отношение к окружающим закладывается именно здесь.

В-третьих, это отношение родителей к учителю и в целом к школе, которое в итоге отражается и на отношении ребенка к учителю и школе.

В общем, опоздания для нас – это вопрос не столько в плоскости правовой, сколько в плоскости культурологической. Хотя есть, конечно, и формальные, именно правовые инструменты реагирования на опоздания. Впрочем, в повседневной работе  – это именно воспитательная работа. Причем, тут тоже нет универсальных решений. Скажем, работа с первоклассниками – больше идет через родителей, а вот в средней школе как раз наоборот – работа идет непосредственно с детьми.

Есть дисциплина пропусков. Пропуски, конечно же, также не приветствуются. Более того, мы против того, чтобы детей забирали раньше времени домой. Есть учебный процесс. Он планируется, продумывается. И работа в классе, и общение вне класса, даже полдники (на полдниках по пятницам каждую неделю поздравляем именинников). Так что важно в школе все, даже то, что дети просто вместе проводят время в школе – это тоже важно.

Есть требования по выполнению самостоятельных работ и домашних заданий. Опять же, мы сразу предупреждаем родителей о том, что есть именно «самостоятельные работы», и есть «домашние задания». По нашему мнению, очень важно развивать у ребенка навыки самостоятельной работы, ответственности, навыки планирования своего собственного времени. Настаиваем на том, чтобы родители не делали за детей «домашку», но проследили, чтобы у ребенка была возможность сделать домашнюю работу (время, рабочее место и условия), проверить, чтобы ребенок не забыл о домашней работе.

Есть требования по оформлению решения задач/примеров на уроках математики. Это тоже дисциплина… Есть уроки каллиграфии. И это тоже о дисциплине (впрочем, каллиграфия – это еще и моторика).

В вопрос дисциплины входит порядок и чистота. Вполне допускается всучить ребенку в руки швабру, чтобы он вымыл пол, если по его вине они испачканы…

В вопрос дисциплины входит культура общения с учителями, с завучем, с техническим персоналом школы… При этом в школе нет классической учительской. Директор и завуч сидят в холле (оpen space), куда каждую перемену сбегаются дети. На каждой перемене очередь к завучу, чтобы сдать «задачи недели» и получить «мезончики» (это местная валюта ;-)). На каждой перемене возле стола директора школы столпотворение и куча вопросов от детей, на которые надо обязательно дать ответы, всем и каждому – что, зачем, почему, когда…

Мы воспитываем детей не столько через какие-то установленные правила, но через постоянное общение, формируя что-то трудно измеримое, называемое средой, культурой… Это постоянная ежеминутная работа, живая, непрерывная. Объяснить всю многогранность этого процесса в его динамике нелегко.

Ну, и важно понимать, что дисциплина – это не цель. Это средство для того, чтобы достигать каких-то конкретных целей. А вот цель – научить детей учиться. Не просто дать набор знаний, но именно научиться учиться. Впрочем, это уже другая тема.

Мы не сторонники рисовать райские кущи в нашей школе. Как раз наоборот, если кто собирается к нам, лучше приготовиться к тому, что будут не только похвалы (и модное слово «мотивация»), победы и праздники. Конечно, они будут. Но при этом стоит приготовиться к тому, что будут также и трудности, и слёзы. Приготовиться к тому, чтобы стать не «потребителем услуг», не «клиентом», но к тому, чтобы найти в школе того учителя (есть хорошее узбекское слово – «устоз»), который станет вашим партнером, советником, наставником в самой важной и самой сложной вашей миссии – миссии родителя.

Вот такие были ответы.  Похоже, что далеко не те, что ожидали большинство родителей – участников того чата. Кто-то расценил это как провал с точки зрения рекламы. Для нас же было ценным не “заманить” всех сладкими сказками, но найти именно наших родителей, тех кто разделяет наши ценности и подходы, готов идти вместе с нами. Мы по прежнему в поиске именно наших учеников и родителей. И мы точно будем в вечном поиске ответов на экзистенциальные вопросы  “о свободе и несвободе”…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх