Частные школы. Предложение, опережающее спрос?

Несмотря на то, что с каждым годом растет количество частных школ, сфера частного образования в Ташкенте все еще предстоит раскрыть по-настоящему свой потенциал. Это связано с тем, что, по большому счету, бурный рост происходил только последние 3-4 года, которых явно недостаточно, чтобы наработать опыт, отшлифовать методики, занять ниши. За исключением буквально нескольких самых первых частных школ, функционирующих уже более 10 лет, и, несомненно, наработавших серьезный опыт, большинство частных школ еще только формируют зрелые «предложения».

При этом стоит учитывать, что рынок этот крайне специфичен.

Во-первых, в отличие от других секторов сферы услуг отдача от инвестиций (returns on investment) в сфере образования растянуты во времени, иногда на десятилетия. Причем речь здесь идет и о тех, кто «инвестирует» в образовательный бизнес, создавая школы, , и о тех, кто «инвестирует» в детей, оплачивая образовательные услуги.

Во-вторых, не только ожидания у разных потребителей могут быть диаметрально противоположными. Даже у одних и тех же родителей желания и ожидания со временем меняются.  В начальной школе родители думают о среде, мотивации, психологическом климате, адаптации… К концу школы все эти «фанаберии» сменяются единственным приоритетом поступления в университет.

В-третьих, это сектор, который вне зависимости от растущей доли частного образования, будет доминировать государство. Причем частный сектор будет сталкиваться с растущей конкуренцией со стороны государственных школ. Уже сейчас президентские школы и специализированные школы, входящие в систему президентских школ, показывают, чего можно достичь при концентрации финансовых, организационных и человеческих ресурсов.

Если говорить о количественной стороне, то расчётно на частные школы в Ташкенте приходится не более 1,5 – 2,0 процентов всех учеников средних школ города. Нельзя сказать, много это или мало. Как нельзя сказать, плохо это или хорошо.

Хорошо, потому что государственные школы безоговорочно играют основную роль в среднем образовании. Образование должно быть доступным, и оно остается доступным. Причем пока еще никто не возьмется безоговорочно сказать, что образование в частных школах лучше, чем в государственных. Стоит отдать должное государственным школам, которые пытаются и сохранить кадры, и изучать/внедрять новые методики, и в общем-то держать планку.

Мало – потому что можно предположить, что доля upper middle class (основной контингент клиентов частных школ) точно больше 1,5 процентов. Более того, количество родителей, инвестирующих в образование детей в объемах, сопоставимых со средней стоимостью обучения в частной школе как минимум на порядок выше тех самых полутора процентов. Просто деньги идут не в школы, а на кружки, секции, курсы, репетиторов, другие формы и форматы дополнительного образования.

Ограничения количественные во-многом определяют и качественные особенности частного образования.

С одной стороны, при таких размерах рынка крайне сложно и медленно пока шла сегментация школ. Частные школы вынуждено ориентировались до сих пор в основном исключительно на «массового платежеспособного потребителя». Это сильно влияет и на организацию учебного процесса, на выбор предметов, на пресловутую специализацию школы…

С другой стороны, пока доминирующим являлось потребительское отношение к частным школам. «Кто платит, тот и заказывает музыку». Это касается и домашних заданий, с которыми многие родители предпочитают не связываться. Это касается выбора предметов (модным становится арабский язык, как, впрочем, и робототехника). Не сталкивались напрямую, но в некоторых случаях, якобы, это касалось даже оценок (мы вам платим, а почему у ребенка тройки). Перечень этот можно продолжать, и тема эта здесь, на блоге, уже поднималась.

Впрочем, похоже, что количественный рост спроса дошёл до некоторого предела. Конечно же, и дальше будет расти и количество частных школ, и количество обучающихся в них. Этот рост не остановится, но значительно снизится в темпах. В то же время, на фоне растущей конкуренции, будут происходить не столько количественные изменения, сколько качественные. Довольно любопытно наблюдать за такой трансформацией спроса, происходящей уже сейчас. Было приятно, что в этом году приходили родители, которые задавали вопросы об общей культурной среде в классах и в школе, беспокоились, чтобы «в школе не было мажоров», обращали внимание на грамотность речи и письма учителей.

На фоне сокращения темпов роста со стороны спроса, изменения качества спроса, ближайшие несколько лет будут связаны с формированием более зрелого предложения со стороны сектора частного образования. В общем, если раньше на рынке частного образования доминировал спрос, поэтапно все более активную роль будет играть предложение.

При этом более активная позиция акторов сектора (школы и учителя) позволит вывести сектор на новый уровень. Состоявшиеся школы, уверенные в своем профессионализме (в своих методиках, программах, подходах) учителя и школы, будут изменять само отношение к школе, учителю, образованию.

Скорее всего будет также трансформироваться отношение государства к частным школам. Сегодня частные школы – это в первую очередь снятие нагрузки с госшкол. Важно, чтобы растущий потенциал частных школ и опыт, нарабатываемый ими, был бы более активно задействован в системе народного образования. Для этого будет важно развитие частно-государственного партнерства.

Неизбежно будет актуализировать также вопрос связи школы с другими уровнями образовательной системы – с дошкольным образованием, внешкольным образованием, высшим образованием.

Но все это вовсе не конец эволюции. Определяющим и для того, какие будут школы, будет являться то, какой у нас будет экономика. Последняя будет сильно зависеть от технологической привязки нашей экономики к внешним рынкам (а соответственно будет определяться геополитикой, развитием технологий и инфраструктуры). Но именно структура экономика будет определять структуру занятости и доходов, которые в свою очередь будут формировать социальную матрицу общества, её ценностные ориентиры, в том числе в части образования и культуры.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх