Язык, мышление и вдохновение.

Фокус в Мезоне делается скорее на… русском языке. Причем речь не идет о проблемах, типичных для многих школ здесь, в Ташкенте, когда приходят дети вообще не зная русский язык. В школу принимаются дети, которые свободно говорят на русском (владеют на уровне родного языка). Однако “говорить свободно” и “владеть в совершенстве” – не одно и то же. Что там дети… Преподавателей русского языка тестируем, в том числе русских по национальности, и их русский язык оставляет желать лучшего… “Люблю Пастернака!” – говорит учитель русского языка. Спрашиваем, кто такие сивиллы… В ответ – недоумение (“…Я сейчас предсказывать способна вещим ясновидением сивилл”). И речь о преподавателе русского языка и литературы…

Выбирая школу, родители, как правило, обращают внимание на математику, на английский, спрашивают даже про арабский, интересуются робототехникой и шахматами, задают вопросы про питание и досуг… Самые дотошные обсуждают методики и учебные пособия… Петерсон или Гейдман, Рамзаева или Костин, McMillan или Oxford University Press…

При этом очень часто родители недооценивают роль такого предмета как «родной язык» или «родная речь» (будь то узбекский, русский или какой-то иной). Знание русского языка в школах с русским языком обучения или узбекского в школах с узбекским языком обучения как бы даже не обсуждается.

В Мезоне мы немного шокируем родителей, заявляя, что у нас упор делается скорее на… русском языке. Причем речь не идет о ситуации, когда в «русский класс» приходят дети, вообще не зная русский язык. Как раз наоборот – в школу принимаются дети, которые действительно свободно говорят на русском, владеют им на уровне родного языка. Знание русского языка проверяется в ходе тестирования.

Однако “говорить свободно” и “владеть в совершенстве” – не одно и то же. Более того, для нас язык и есть мышление! В середине прошлого века, гениальный Ноам Чомски – один из самый выдающихся ученых 20 века, Эйнштейн лингвистики – заявил, что язык — прежде всего инструмент мышления, а не общения. Это было революцией в науке о языкознании, сравнимой с открытием Теории относительности.

Сейчас уже аксиоматично, что когнитивные способности тесно связаны с тем, насколько развита речь ребенка. Интересно и доходчиво об этом рассказывает Татьяна Черниговская известный ученый в области нейронауки и психолингвистики – Язык как средство мышления.

Таким образом, именно язык и есть самый базовый инструмент обучения. Язык важен на всех ступенях обучения, но особенно – в “началке”, когда в мозг ребенка врывается поток новых слов и понятий, когда ему нужно на скорость не только прочитать, но и понять, когда ему важно не только понять, но и самому рассказать…

Мы редко задумываемся над этим, но язык ведь действительно – это не столько набор слов и звуков, правил составления слов и предложений, которые мы запоминаем в детстве. Это куда более сложный процесс интеграции сенсорных функций, чувств и желаний, анализа и обработки информации, мышления…

С самых первых секунд жизни и на протяжении всей жизни именно родной язык остается основным инструментом получения информации и обработки информации нашим мозгом. Позже, конечно же, к родному языку добавляются другие языки, которые мы осваиваем и которыми пользуемся в жизни. Но именно в детстве и именно с родным языком закладываются самые первые кирпичики памяти и логики, фундаментальных навыков абстрактного мышления и систематизации получаемой информации, структурирования собственных мыслей и речи, развития воображения…

Уже писали ранее о том, как у нас в школе:

Но язык – это далеко не только то, что даётся в классе на уроке или отрабатывается в ходе выполнения домашних заданий. Язык – это то, что окружает ребенка постоянно. Грамотная речь, стройные мысли… – это то, что формируется через постоянное общение, то, что формируется в среде. Наверное, самое главное, что мы пытаемся создать в нашей школе – именно среду, атмосферу… Именно поэтому Mezon is inspiring 🙂

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх