Сразу после новогодних праздников в школе заметен поток новых родителей. Либо те родители, у которых дети идут в первый класс, и им предстоит выбрать своего учителя и свою школу (наиболее ответственные из родителей принимают решение о выборе школы еще до наступления лета). Либо те родители, дети которых учатся, но у которых в силу разных причин – и объективных и субъективных – стоит вопрос о смене школы.
Уходящая неделя запомнится целой чередой таких встреч, довольно интересных и во-многом поучительных для нас самих. Через такие встречи мы ведь не только рассказываем о себе, но и стараемся узнать, а что же ищут родители, пытаемся оценить происходящее в сфере частного образования, стараемся понять, а как же мы выглядим со стороны.
При том, что цели этих встреч у всех родителей в общем-то одни – узнать школу – ход этих встреч, спектр обсуждаемых тем и вопросов, и даже эмоциональный окрас всегда разный:
- мама мальчика, который только пошел первый класс, переживает, что ребенок, который всегда горел учебой, теряет к ней интерес, так как ему становится скучно в классе.
- мама другого мальчика, который уже сменил две школы, озабочена пресловутым «буллингом» против своего ребенка со стороны одноклассников и безразличным отношением к этому со стороны администрации. К слову, нам должно быть, видимо, стыдно, но термин этот для нас оказался новым. Впрочем, многих новых терминов и модных слов нам и не хотелось бы знать.
- папа и мама девочки в поисках школы, которая даст не только знания, но и «кадрият» (ценности, values) пришли, чтобы мы поведали им о наших ценностях…
Тот разговор о ценностях оказался довольно сложным… А есть ли у школы эти ценности? Однозначно, да. Только о них не получится рассказать «коротенько, минут за 40»… Это целая система. Причем система эта, конечно же, не статична. Она развивается, калибруется, трансформируется.
Во-первых, это мои личные ценности, мои собственные культурологические установки и поведенческие стереотипы, мои ориентиры и планы, мои мечты. Это очень личное, оно не укладывается на весы и не измеряется линейкой…
К этому фундаменту добавляются знания, опыт и практика растущей команды учителей, единомышленников, их профессиональные планы и амбиции.
В работу по формированию системы ценностей школы, сначала очень робко, с неохотой, но начинаются вливаться родители, изменяя свое отношение к школе, к образованию, к своим детям, а может и к чему-то бОльшему.
Венцом этой системы являются дети. Причем именно они both the means and the end – и конечная цель и средство, и объект, и субъект этого процесса.
А еще – это мир вокруг всех нас, одновременно пугающий и манящий, настораживающий и интригующий, постоянно меняющийся и бурлящий, бросающий новые вызовы.
Наверное, именно поэтому в нашем случае не только родители выбирают школу. Это, может быть, будет слишком громко сказано, но именно школа ищет:
-
- И тех родителей, ценности и ориентиры которых, отношение к детям и с детьми, отношение к Школе и к Учителю было бы близкое к нашему, соответствующее тому, что пытаемся выстроить мы.
- И тех детей, кому было бы интересно, кто смог бы полностью раскрыться и реализоваться, превозмогая усталость, осознавая, что каждый день, каждый урок и даже каждая переменка – это маленькая битва в очень сильной конкуренции, принимая неизбежные поражения как полезный опыт, но шаг за шагом становясь Победителем.
Ох, уж эти буллинги, дедлайны, оф(ф)лайны (не было печали… с двумя или с одной “Ф” писать это слово – может, вообще не писать и не использовать в речи!!! как и прочие).
Есть точное русское слово, которое раньше и использовалось – травля. Жёсткое, но очень точное по смыслу.
И к вопросу о ценностях, которые ищут родители в школе для своего ребёнка: они ищут ценности, созвучные своим, совпадающие по смыслу с теми, на которые они хотя бы сориентированы (“хотя бы”, потому что можно знать про душевность – но кто-то так живёт и по-другому не может) или ищут ценности для себя, для удовлетворения личных амбиций, очень часто искажённых ложными представлениями, к примеру, об уважении?.. Ищут ли родители НАСТОЯЩЕЕ, ЖИВОЕ в Школе?..