Школа готовит нас к тому, что пока не существует

Очень интересное и полезное интервью с Ириной Евгеньевной Емельяновой в @gazeta.uz, которое вышло больше года назад, начинается с цитаты Албера Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (https://www.gazeta.uz/ru/2021/12/21/education/ ).

Не имея ясного представления о будущем, мы так и не знаем, что нам нужно от школы.

При всей кажущейся очевидности, никто не может сказать, какой должна быть система образования, чему и как учить. Колоссальные объемы знаний, накопленных человечеством, дополняемые ежесекундно новыми мощными потоками информации и данных, скорость обновления знаний и информации, стремительность обработки поступающей информации, терабайтов данных из совершенно разных источников… – это все уже далеко за пределами физических возможностей мозга человека.

Более того, современные технологии (#AI, #BigData, etc.)  не требуют знаний как таковых в их традиционном понимании. Они требуют умений находить нужные знания и информацию, обрабатывать и систематизировать их, использовать их и… управлять ими (есть такой термин – knowledge management).

«В дефиците способности воспринимать и накапливать огромные объемы информации, в сочетании с интуитивным пониманием того, какая информация нужна в той или иной ситуации; в быстрых ассоциациях и в своего рода иррациональной игривости, а не в добросовестном изучении первоисточников» (цитата из «Нетократия» https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/sse/netocracy/)

При этом все чаще задаются вопросы о том, как учителя cмогут обучать специальностям, которые еще не существуют, использованию технологий, которые еще не изобретены, решению социальных проблем, которые мы пока даже не можем себе представить?

Появляется новая «наука об обучении», состоящая из строительных блоков когнитивной психологии, неврологии, исследований мозга и социальной психологии («Будущее образования», ОЭСР, 2023, https://www.oecd.org/education/future-of-education-brochure.pdf).

Все это требует от образовательных систем переосмысления целей образования, трансформации собственно самой парадигмы того, что есть знания и что есть образование.

Причем, эта новая парадигма не только о том, чему учить, когда учить, как учить. В пост-индустриальной экономике образование все больше и больше будет укреплять свою роль как социального института, который формирует не столько отдельного человека, но сообщества (те самые Multitudes Майкла Хардта и Антонио Негри,  https://www.livelib.ru/book/1000157521-mnozhestvo-vojna-i-demokratiya-v-epohu-imperii-majkl-hardt ).

В отличие от прошлого, когда родовые связи и география, язык и культура, обычаи и традиции формировали племена, этносы, нации, государства, определяя социальные структуры и общественные иерархии, поведенческие стереотипы и ценности (values), сообщества будущего и их структуры будут все в бОльшей степени формироваться через стремительно трансформирующееся образование.

Вместо доступа к земле (как при феодализме) или к капиталу (как при капитализме), доступ к знаниям и информации, когнитивные способности и умение управлять информацией будет считаться наиболее ценным, системообразующим активом. И от того, как будет выстроена система образования, будут зависеть социальные матрицы будущего. Где и как будут формироваться границы внутри и между различными сообществами? Сможет ли образование обеспечить равенство возможностей, или будет в основе новой «классовости»? Кто в этом информационном поле будет новой элитой, новой аристократией? Где будут новые полюса роста? Как будет складываться новое мироустройство, и кто будет в этом мире новым гегемоном?

Так вот ответов-то пока нет. Но будет большой ошибкой полагать, что это очень отдаленная перспектива. Первоклассники, которые пойдут в этом году в школу уже точно к окончанию школы будут жить в совсем другой реальности – политической, экономической, социальной, технологической… А главное – гравитационной… Время сжимается, и человечество ускоряется в темпах своего развития. Изменения систем и формаций, занимавшие ранее несколько веков, происходят сейчас за несколько десятилетий. Нарастающие потоки информационных потоков и увеличивающаяся скорость изменений будет в конечном итоге изменять самого человека, его сознание, его физиологию, его способности…

А мы тем временем спорим о поезде, который давно уже промчался мимо нас в прошлое…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх