Мотивация в обучении

В современных реалиях слово «мотивация» вызывает ассоциации с тренерами по бизнесу, коучами по личностному росту и прочими инфоцыганами. Мотивация в обучении… Так и видится картина: неадекватно-весёлый учитель, вещающий детям, о том, что, если хочется быть успешным, богатым, известным, то нужно строить своё будущее здесь и сейчас, начиная со школы. Что же не так в этой схеме? В этой статье нет правильного рецепта, чтобы замотивировать абсолютно любого ребёнка к обучению. Но здесь есть попытки понять, что же поможет вовлечь юные умы в процесс познания мира.

Начнём с того, что семилетнему ребёнку его успешное будущее видится как абстрактное понятие, потому что ребёнок живёт здесь и сейчас. Ему тридцатилетние взрослые кажутся стариками, а уж сорокалетние тёти и дяди представляются людьми, видевшими динозавров живьём. Так что бесполезно рисовать картины будущего, где все отличники завоевали лучшие места в мире, а двоечники работают на кассе да метут дворы. Немного вспомнив свое детство, поговорив с друзьями-ровесниками и выслушав мнение подрастающего поколения в лице своих учеников, я пришла к выводу, что мало кто в детстве имел установку учиться ради получения знаний. Причиной любви или положительного отношения к школе называли интересного учителя, возможность встречи с друзьями, весёлое времяпрепровождение, но никак не овладение знаниями. И это вполне нормально для ребят, которые учатся в начальной школе. В средней школе уже формируются какие-то предпочтения в выборе любимого школьного предмета, и там возрастает роль педагога, который чаще всего вызывает у детей ассоциации с преподаваемым предметом. Тут личность учителя может быть тем самым стимулом к обучению, который нужен подростку. Но для этого учитель должен обладать не только знаниями и владеть методикой преподавания предмета. У него должна быть увлечённость своим делом, вера в то, что он откроет что-то новое, даст ответы на порой непростые вопросы, поможет с решением сложных ситуаций, а иногда и сам не побоится признаться в незнании того или иного вопроса и примет помощь от детей, тем самым показав им, что учиться никогда не поздно.

В последнее время наблюдаю такую картину в образовании: поиск всевозможных методов для привлечения внимания детей на уроке, внедрение игровых методов в процесс обучения. То бросаемся развлекать учеников по сингапурской методике, то мотивируем по финской системе. А скажите, пожалуйста, кто и чем мотивировал Ломоносова догонять рыбный обоз и просить взять паренька в Москву, чтобы потом учиться в столице? Кто подбадривал двенадцатилетнего Сикорского, когда он создавал модель вертолёта? Кто стимулировал юных Моцарта, Пушкина, Лермонтова? Можно долго перечислять список изобретателей, учёных, поэтов и писателей, художников и музыкантов, которым не понадобились никакие танцы с бубнами, чтобы в этих людях проснулись тяга к знаниям и потребность творить.

Что же делаем мы сейчас? Мы не даем заскучать детям. Да-да, мы постоянно их развлекаем, превращаем урок из процесса поиска решений проблемных ситуаций в игру и шоу. Это большая ошибка, потому что жизнь – это не увеселительное представление, придется много работать над собой, преодолевать свою лень, выполнять монотонную и не всегда весёлую работу, чтобы достичь какого-то результата. И наша задача – помочь детям находить радость в выполнении такой работы, потому что, приложив усилия, ты начинаешь ценить результат, а то, что нам достается легко – так же легко перестает удовлетворять. Позволить детям постоянно развлекаться на уроке – значит лишить их возможности познакомиться с истинной природой труда. А ведь только в упорном труде заключаются возможности для роста и развития.

 

Мотивация – это внутреннее чувство и её поиск начинается с самого себя.                           «Что мотивирует меня?» – часто думаю я. Три года назад я попросила ребят своего класса пройти своеобразный опрос, одним пунктом которого был вопрос «Что вам дал ваш первый учитель?». И самыми популярными ответами были отнюдь не ответы, связанные с получением знаний, а благодарность ребят за воспитание в них человечности, доброты, чувства дружбы. Чем не мотивация для учителя продолжать делать свое дело?

Выходит, что универсального волшебного средства замотивировать детей к обучению не обнаружено. Каждый ребёнок найдет свои причины для того, чтобы каждый день идти в школу. Мне кажется, что главное – это не быть равнодушным. Тогда получиться искать, бороться, не сдаваться… А для остального всегда есть тетрадка с правилами.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх