«Игры разума», или нужно ли школьнику знать о «Теории игр»

Сегодня разберем такую тему как «Теория игр». Для начала хочу сказать общее определение что это такое. Теория игр- это метод определения оптимальной стратегии в играх, где игра- взаимодействие двух или более сторон, преследующих собственные интересы. Вы можете подумать, что сейчас мы будем разбирать игры и так далее. Конечно, эта тема относится напрямую к играм, но помимо игр это встречается напрямую и в жизни, так как здесь говорится в первую очередь о стратегии, о принятии более оптимального решения. Эта тема актуальна не только для людей с математическим складом ума, но так же и для гуманитариев.  Мы каждый день, сами того не понимая, прибегаем к этой теме. Давайте рассмотрим самый простой пример, вам нужно быстрее доехать до Mezon Inspiring School, но на идет снег и дороги скользкие. У вас два варианта как доехать до пункта назначения: метро, либо машина. Вы можете здесь предположить, что на метро погодные условия не влияют, плюс там тепло и не скользко, а машина будет ехать медленно, плюс большие пробки. Вы можете предположить, что на метро будет быстрее, но уверены ли вы что сотня людей не подумает так же? В данной ситуации получается, что многие подумали, что на метро будет быстрее, не думая о том, что другие подумали именно так же и по итогу выходит так, что ваш сосед доехал быстрее на машине. Поэтому, чтобы предугадать действия других людей и на основе этого выстроить стратегию, и заключается теория игр. Существуют следующие критерии теории игр:

  1. В игре общие правила
  2. У каждого участника есть несколько вариантов, каждый из которых повлияет на других.
  3. Все участники выберут самый оптимальный для себя вариант, на основе информации о других участниках.

Но как бы это не было бы смешно даже рациональность не всегда идет на пользу. Например, два школьника списывали друг у друга на экзамене и их поймали на абсолютно одинаковых ошибках, абсолютно одинаковых работах, начинаются вопросы о выяснении кто у кого списал. Для выяснения правды их разделили. В данной ситуации есть три варианта: – если один сдает другого, то первого отпускают, а второго исключат из школы. – если оба сдадут друг друга, то оба получают наказание и штраф. – если оба промолчат, то оба будут пересдавать экзамен. Для каждого из них лучшее решение- сдать другого, но поскольку их двое лучше объединиться и промолчать обоим, чтобы получить минимальный ущерб. Но они разделены и не знают как поступит другой. Вариант промолчать может повернуть ситуацию против тебя, так как первый может тебя сдать, и твое молчание лишь подтвердит его слова, в итоге грозит отчисление. Поэтому оба решают просто обезопасить себя и сдают друг друга. Такой выход называется доминирующая стратегия- преследование только своих интересов, не думая о других. Доминирующие стратегии могут играться вместе и уравновесить друг друга, чтобы сделать оптимальное положение всех игроков, никто не проиграет и никто не выиграет за счет другого, хотя у обоих есть такие варианты: это называется равновесием Нэша. ( Джон Форбс Нэш- американский математик, получивший нобелевскую премию за свой вклад в развитие теории игр.) Давайте разберем еще одну стратегию всем знакомой игры- «Камень- ножницы-бумага». Исследования показали, что самая выигрышная стратегия в игре “камень-ножницы-бумага” – это показывать “ножницы”. Правила популярной во всем мире игры достаточно просты: “камень” т

упит “ножницы”, “ножницы” режут “бумагу”, а “бумага” заворачивает “камень”. Дело в том, что чаще всего противник подсознательно ожидает жеста “камень”, поэтому показывает “бумагу”. Знание этого психологического закона помогло дому Christie’s выиграть крупную сделку у дома Sotheby’s в 2005 году. Японская клиентка не могла решить, на каком аукционе она хочет продать свою коллекцию полотен импрессионистов, и предложила представителям домов сыграть в игру. Руководство дома Christie’s последовало совету 11-летней дочери директора, которая сказала, что все ожидают увидеть “камень”. Это помогло выиграть конкурс. Другая закономерность, связанная с этой игрой,

заключается в том, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул “камень”, то во второй раз целесообразно показывать “ножницы”, он, скорее всего, выберет “бумагу”.Как можете заметить эта тема очень актуальна и интересна, развивает стратегическое мышление, независимо от склада ума. В целом теория игр- отличный инструмент для разработки стратегий и планирования действий в любых социальный проблемах, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни.

1 комментарий к “«Игры разума», или нужно ли школьнику знать о «Теории игр»”

  1. Elena Petr

    В игре “Камень, ножницы, бумага” есть один нюанс, который позволяет выигрывать всегда и у любого противника. И обмана в нём никакого – всё дело в скорости восприятия и реакции. Если выдавать свой элемент не единовременно с партнёром по игре, а на два мига после (1. одно из определений “мига” – ” один световой сантиметр, равный 3,33564х10 в минус одиннадцатой степени секунды” и 2. на первый миг замечаем тенденцию движения пальцев в фигуру и на второй миг выдаём свою) – это гарантированный стабильный успех! Перспектива развития внимания и реакции точно обозначена?:-))
    Возможно, этот тактический (или стратегический?) принцип может быть применим и в других играх…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх