Школа: процесс образовательный или накопительный?

Всякий процесс, запущенный намеренно и с определённой целью, должен приводить к результату. Когда мы точно представляем себе, что хотим получить в итоге, становится яснее и проще определиться со средствами, инструментами, методами – со всем тем, что позволит приблизить результат к нашему идеальному представлению. Именно идеальному, т.е. несущему в себе некую идею, мыслеобраз (слово не имеет пока широкого распространения – но это пока). Мыслеобраз! Вслушаемся в это слово, вдумаемся в его смысл: мысль – задумка, озарение, идея; образ – нечто абсолютное во всех отношениях, несущее в себе красоту, совершенство, непостижимое, но постигаемое. Не зря ведь “по образу и подобию”!

Можно хорошо уметь класть кирпичи, но если не будет проекта будущего дома, его образа сначала в представлении архитектора, а потом в точно выполненном чертеже – никакого дома никогда не получится, хотя кирпичная кладка может быть великолепной. Но она не будет годна для проживания. Но даже кирпичная стена может иметь своё смысловое предназначение, если её клали, точно зная для чего. Набор кирпичей, просто как составляющих любой формы, никогда не будет применён в действии, смысловой реализации не состоится!

То же – в школе: разрабатываются программы обучения (чему? пониманию законов жизни и соответствию им, связи всего со всем? – философия, про которую так благополучно забыли! в университетах ещё существуют факультеты философии? где современные философы и мыслители?.. Алишер Навои был суфием и много писал о Человеке (именно с большой буквы и, думаю, понятно почему) – вот настольная книга учителя, наставника и его ученика, поначалу направляемого, а в дальнейшем устремляющегося самостоятельно к развитию и самосовершенствованию. Кстати, предмет “Естествознание”, который идёт рука об руку с философией – на чём сфокусирована идея? По определению Гугла, “Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах”. Не хватает главного – постижение себя, своего естества (хотя есть анатомия и физиология – но это на уровне физического тела, а психоэмоциональная сторона личности и по большому счёту душа и дух – затёртые, забытые; но без знания природы души и духа невозможно формирование Человека – того самого “по образу и подобию”). Баласагуни в своём “Благодатном знании” прослеживает связь между знанием и познанием: знания помогают человеку в познании своей природы, внешнего мира, законов мироздания, истины (а без неё куда и как?)  Может ли дать и даёт ли современная школа понимание связи между знаниями и познанием (и первично в этой паре познание)? Без познания знания становятся набором кирпичей, которые, даже будучи аккуратно и основательно уложены, могут стать всего лишь предметом хорошей эрудированности, но не интеллектуального развития (опять-таки кто что понимает под словом “интеллект” – по сути это способность воспринимать, а восприятие стоит вообще отдельно рассмотреть, начиная с того, кто как трактует это понятие).

В пятом, в четвёртом, в третьих и во вторых классах дети получили первичное понятие ритма и первичный навык составления и записи ритмов в системе музыкальных символов. И далее – практическое занятие: на уроке класс делится на три группы, каждая группа получает свою ритмическую фигуру, прорабатываются все три фигуры и потом единовременно звучат сразу три ритма – дети должны удержать свой ритм, при этом слышать всю свою группу, чтобы звучание было синхронным, и постараться услышать общее звучание – полиритмию. В пятом классе получилось практически с первого раза, но дети отреагировали сдержанно (больше эмоционировала я – в очередной раз открыла для себя возможности пятиклассников). Но в третьих и во вторых классах многие пережили маленький, но восторг, что “так здорово получилось” (и всякие слэнговые словечки, передающие восторг детей). И вот Жасмин из 2-го Б после урока подходит, выражает своё непонимание и задаёт очень правильный вопрос: “Зачем?” Действительно, зачем детям изучать понятие ритма, хлопать ритмы соло и в ансамбле? Напрашивается ответ: “Для общего развития”. Но даю ребёнку умный ответ: “Для развития чувства ритма, потому что всё пронизано ритмами: дыхание, биение сердца, ритм смены дня и ночи, ритмы сезонов, ритмы разных сфер жизни, ритмы космоса, ритмы Жизни. И чтобы почувствовать эти ритмы, необходимо чувство ритма – вот мы и упражняемся!” Ответ заставил задуматься – вот он, ценный момент обучения, ведущий к реальному образованию Человека чувствующего, воспринимающего, мыслящего!

Знания, познание, творческая реализация… Эта заметка – лёгкое прикосновение к очень глубокой и объёмной теме “Образовательный процесс”. Есть над чем размышлять, куда копать (образно говоря) и к чему стремиться!

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх