Должен ли учитель любить ученика?

Много лет назад меня остановили мои коллеги и попросили разрешить их спор. Спор был о родительской любви к детям. Один их них утверждал, что не может быть ничего более бескорыстного, чем любовь родителей к своим детям. Другой считал, что любовь родителей к детям корыстна. Даже не раздумывая, я поддержал второго коллегу.

 

Родительская любовь, как и любовь вообще, штука сложная, и проявляется она по-разному у разных родителей. У кого-то – во вседозволенности, а у кого-то наоборот – в строгости по отношению к ребенку. Кто-то считает, что должен всемерно опекать свое чадо, а кто-то за то, чтобы рос самостоятельным. Кто-то пытается навязать свои нереализованные амбиции и грезы, а кто-то считает, что ребенок сам должен выбирать свой путь…

 

Однако, какими бы ни были проявления нашей этой нашей любви к детям – это именно наши желания. Это именно наши желания, чтобы ребенок не болел, чтобы он улыбался, чтобы он с удовольствием учился, чтобы он нашел себя… Это наши, может быть, неосознанные и не всегда четкие образы того, а какими бы мы хотели видеть своих детей.

 

А как же учитель? Любит ли учитель детей? Интуитивно, сразу хочется ответить, да, конечно же  – должен… Тогда другой вопрос – а должен ли врач любить своего пациента? От врача ведь мы ждем не любви. Да, мы ждем понимания, мы ждем сочувствия… Но главное – мы ждем лечения, профессионального и компетентного. Причем последнее зачастую требует отрешения от того самого сочувствия, и принятия решений исходя из медицинской целесообразности. Более того, это медицинские стандарты и протоколы.

 

Профессионализм учителя  – это тоже, несомненно стандарты (образовательные). Только трудно в стандарты вложить психологию и чувства ребенка, его интерес и желание учиться или наоборот нежелание учиться, его взаимоотношения с одноклассниками и обстановку дома, которые тоже важны, физиологию ребенка, который растет и меняется каждый месяц…

 

Профессионализм учителя в конечном итоге – это и знание предметов/методик, это знание психологии и физиологии ребенка, это умение не просто разговаривать с родителями, но понимать и убеждать их, это управленческие навыки и коммуникационные способности…

 

В конечном итоге, учитель должен любить свою профессию. А вот любовь к профессии учителя подразумевает как минимум глубокого понимания каждого ученика. Если есть это понимание  – его проблем и забот, его мечтаний и грёз, его возможностей и способностей…

1 комментарий к “Должен ли учитель любить ученика?”

  1. Gulihon Qodiriy

    Должен ли? Когда начинаешь работать с классом, потихоньку он становится своим, родным. Узнаёшь характер и особенности каждого ученика, начинаешь разговаривать на “его” языке. С кем – то немного строже, с кем – то шутя, кому-то одного взгляда достаточно, а кому – то замечания в дневнике мало….. Главное, подобрать к каждому свой “ключик”, и умело воспользоваться этим.
    И как не любить потом этих мальцов? Когда они с интересом и любопытством смотрят в твои глаза? Сопереживаешь с ними, радуешься каждой их маленькой победе, слушаешь их секреты, жалобы “на жизнь”…….. Корысть? Из – за денег? Нет! Просто, из – за любви, из – за симпатии………..
    ( Личное мнение, исходя из своего опыта)

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх