Межпредмет и метапредмет… Разбираясь в терминах, понятиях, восприятии.

Метапредмет и межпредмет… Многие часто путают эти два понятия. Честно, я и сама до недавнего времени до конца не понимала чёткой разницы.
На уроках технологии, составляя аппликацию, например, домика, учитель может провести межпредметную связь с математикой, где геометрический материал именно изучается. На уроках, где, бывает, необходимо начертить таблицу, мы каждый раз продолжаем нарабатывать навык пользования линейкой, с которой тоже знакомимся на уроках математики. Абсолютно на любом уроке мы обращаем внимание ребят на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, словарных слов, да любой материал, касающийся орфографии, пунктуации, грамматики… На каждом уроке можно проследить межпредметную связь.

А метапредмет… Когда я стала разбираться в этом вопросе, я вспомнила одну ситуацию из своей жизни. Как-то просматривая фильм (уже не вспомню названия), в котором отображались события Великой французской революции, очень неосознанно для себя, я обратила внимание на произведение, которое главный герой наигрывал, сидя за фортепиано. Неоднократно в фильме звучала грустная мелодия ”Баркаролы” П.И.Чайковского из цикла “Времена года.” Почему внимание сначала было неосознанным? Потому что я даже не сразу поняла, что именно меня зацепило – ощущение возникло просто, как какой-то дискомфорт. И вот когда в моей голове возник конкретный вопрос, только тогда у меня всё встало на свои места.

Вопрос звучал следующим образом: могла ли музыка Чайковского звучать во времена Французской революции? Я не помнила на тот момент конкретных дат ни революции во Франции, ни жизни композитора, но ощущение какого-то несоответствия возникло. Причём не просто возникло, а заставило меня обратиться к некоторым источникам и уточнить даты этих событий. И оказалось, что годы Великой французской революции и жизни и творчества Петра Ильича Чайковского совсем не совпадают.

Случалось ли вам, не помня конкретных дат, формул, терминов, каких-то понятий, оказываться в теме разговора, понимать каким-то чутьём суть происходящего, выявлять хронологическое несоответствие, уметь объяснить своему ребёнку буквально на пальцах вещи, которые, казалось бы, предполагают какие-то конкретные знания (а вы справились без этих знаний!)? Наверняка, в жизни каждого человека бывало такое.
Так вот – это и есть метапредмет. Это то, что остаётся после изучения предмета, то, что остаётся, как само собой разумеющееся. Это наша способность применять знания, полученные когда-то давно, использовать их всегда, причём чаще всего мы воспринимаем эти знания, как данность.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх